Хороший сайт о Joomla: http://joomla25.ru/rasshirenija/.Компоненты и модули Joomla
(от греч. hippo - лошадь) - лечение с помощью лошади

Существует две точки зрения на эффективность применения метода у детей с расстройствами аутистического спектра. Мы собрали информацию об этом методу и специфике его использования. Если говорить коротко, то иппотерапия - это  форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды (вольтижировка). 

Метод известен ещё с древних времён, хотя в России иппотерапией начали заниматься только в начала 90-х годов прошлого века. Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. В Европе иппотерапия стала развиваться интенсивно в последние 30-40 лет: сначала в Скандинавии, затем в Германии, Франции, Голландии, Швейцарии, Грузии, Великобритании, Польше. Данный метод лечения был признан Немецкой физиотерапевтической ассоциацией. Научным обоснованием воздействия иппотерапии на организм в конце XIX столетия занимался французский доктор Перрон, утверждавший, что благоприятное влияние верховой езды на организм заключается, в частности, в активизации двигательной и дыхательной функций, а также кровообращения. В Норвегии Элизабет Бодикер, применявшая в течение 9 лет иппотерапию в занятиях с бывшей спортсменкой-конницей Лиз Харел, не только добилась почти полного излечения, но и сделала возможным ее участие в Олимпийских играх в Хельсинках. Э. Бодикер стала в порядке эксперимента сажать на лошадь других молодых инвалидов. Успешные результаты вызвали в Норвегии сенсацию. Норвежские власти согласились на открытие в 1953 году специального центра лечебной верховой езды (ЛВЕ) для детей-инвалидов. 
Центры по иппотерапии стали открываться во многих странах мира. В США сегодня работает более 1000, а в Великобритании около 700 групп, в которых оздоравливаются более 26 тыс. человек. В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра "Живая нить". 

О природе иппотерапии. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический.  Дело в том, что при верховой езде лошадь переносит на всадника за минуту более ста колебательных импульсов: вертикальных (вверх и вниз), горизонтальных (из стороны в сторону), диагональные (по оси движения) и других более сложных, что оказывает массирующее и вследствие того, что температура тела лошади на 1,5 - 2 градуса выше температуры тела человека, разогревающее действие на тело наездника усиливая кровообращение, тем самым улучшая питание клеток головного мозга.

При передвижении верхом на лошади всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения, тем самым включать в работу все мышцы тела, даже те, которые обычно находятся в бездействии, причем мышцы ног и рук обеспечивают самостоятельные не зависящие друг от друга движения, заставляя работать оба полушария головного мозга. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.

Иппотерапия помогает развитию мышления, памяти, внимания. Необходимость, при верховой езде, постоянной сосредоточенности, концентрации внимания, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность планировать и запоминать последовательность действий активизирует психические процессы. Также иппотерапия предоставляет возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используется для адаптации, социализации аутичных детей.

Часть авторов считает, что все-таки иппотерапия не так эффективна для лечения психических заболеваний (шизофрения, аутизм др.), как для лечения заболеваний связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата, возникших в результате поражения центральной нервной системы (ДЦП), полиомиелита, в результате травм, а также сколиозах, кифозах.

Однако сейчас специалисты разных стран приходят к выводу, что иппотерапия является наиболее эффективным методом реабилитации детей, больных аутизмом. Животное представляет собой передатчик между больным ребенком и окружающей действительностью. Во время сеанса ребенка не вырывают из его закрытого мирка, однако ему приходится реагировать на внешние факторы. Несмотря на то, что по данным биологов лошади не самые умные животные, многие люди полагают, что лошади очень умны. Секрет в том, что лошадь и человек очень хорошо понимают друг друга и выполняют различные задачи, сотрудничая между собой. Такое взаимопонимание и натолкнуло психиатров на мысль о полезности использования лошадей для адаптации детей с нарушением психики. Езда верхом заставляет сосредотачиваться, а также «замечать» некоторые происходящие вокруг явления. Конечно же, во время управления животным ребенку приходится взаимодействовать с реальностью. Он дает животному указания, следит за их выполнением. То есть контакт с животным во время занятия – это обычное нормальное общение, которое так нехарактерно для аутистов.

Безусловно, существуют и иные методы помощи аутистам, однако у иппотерапии есть некоторые преимущества перед ними. Так, для аутистов характерно «ритуальное поведение» - это склонность к повторению каких-либо манипуляций, имеющих цель, а также «стереотипия» - манипуляции без какой-то определенной цели. Нельзя сказать, что езда на лошади полностью отучает ребенка от данных особенностей, но они становятся более осмысленными и привязанными к внешним факторам. Ребенку-аутисту легче общаться с животным, так как оно воспринимает команды в виде жестов, а аутисты чаще всего тяжело разговаривают и «разговор» жестами для них наиболее удобен. В такой ситуации ребенок не ощущает себя одиноким, он взаимодействует с животным на доступном для обоих уровне. Езда на лошади, контакт с ней, такой крупной, сильной и красивой, очень нравится малышам. Детки-аутисты, занимающиеся иппотерапией, просто влюбляются в своих четвероногих друзей, рисуют их, воспринимают, как своих друзей. У многих деток, страдающих аутизмом, вялая мускулатура, плохая координация. Нет метода лучше, чтобы скоординировать движения и укрепить мускулы, чем езда верхом.

Родителям не следует бояться травм, так как ребенок занимается под руководством и при постоянном наблюдении опытных инструкторов. К тому же, существуют особые требования к лошадям, используемым для занятий. Это очень смирные, спокойные и добродушные животные, часто довольно старые, которые уже физически не в состоянии взбрыкнуть и понести. На занятии также присутствует и психолог, который поможет справиться со страхом малыша. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Преимущества метода

  1. Коррекция моторики. Многим детям аутистам свойственны неадекватные повторяющиеся движения руками и ногами. Они могут просто размахивать конечностями, сидеть на одном месте и раскачиваться, складывать предметы в одном и том же порядке. Когда такие дети занимаются иппотерапией, им приходится следить за равновесием, координацией и синхронизацией своих движений, подключать к действию все мышцы тела. При этом конечности двигаются независимо друг от друга, то есть функционируют оба полушария мозга.
  2. Развитие мелкой моторики. Верховая езда способствует выполнению точных движений и развивает моторику пальцев.
  3. Питание головного мозга. В процессе езды на лошади на всадника передаются более 100 колебательных импульсов, которые подобны массажу. Тело человека разогревается, улучшается кровообращение и соответственно питание клеток головного мозга.
  4. Активизация психических процессов. Осуществляется за счет того, что появляется необходимость мыслить, планировать, запоминать. Процесс верховой езды увлекает и в тоже время многому учит.
  5. Практика социального взаимодействия. Через контакт с животным происходит контакт с внешним миром. Ребенок, сам того не зная, начинает взаимодействовать с природой, открывая в себе новые, доселе незнакомые, качества.
  6. Насыщение положительными эмоциями и энергией. Лошади имеют сильное биополе и обладают способностью заряжать человека позитивом. Многие отмечают, что, даже просто поглаживая животное, ощущают прилив бодрости и сил. У них появляется чувство спокойствия и умиротворения.
  7. Применение языка жестов. Иппотерапия для детей с аутизмом является отличной возможностью общаться при помощи жестов. Это способствует тому, что ребенок с отклонениями перестает ощущать себя социально изолированным.
  8. Концентрация внимания.
  9. Улучшение памяти.
  10. Самоорганизация.

Иппотерапия  дает очень хорошие результаты при аутизме, если придерживаться  рекомендаций специалиста:

  1. Занятия должны быть регулярными. Не менее 2-3 раз в неделю. Еженедельно в течение месяца. Один курс должен составлять не менее 10 занятий.   Помните - прогресс   в состоянии ребенка зависит не от длительности  каждого занятия, а от их регулярности.
  2. Родителям  не следует «давить» на ребенка.  Аутисты очень   чувствительны и эмоциональны. Надо помнить, что справиться   со страхом для него в десять раз сложнее, чем для обычного ребенка. Не обязательно   сажать ребенка в седло с первого дня.   Иппотерапевт сам определит время и возможность   безопасной работы с ребенком  в седле.    Ничего страшного в том, что  первые два занятия, возможно, вам придется прогуляться с лошадью пешком за повод, покормить её и просто погладить. Ребенок должен привыкнуть к размерам лошади и к присутствию лошади рядом. Для таких детей очень важны запахи и тактильные ощущения, ребенок тоже должен привыкнуть к  запаху лошади и к  ощущению её шерсти под пальцами.  Не пытайтесь  сами приподнять ребенка и поднести к лошади – вы можете его напугать.   Слушайтесь инструктора – он знает, как подготовить вашего ребенка к спокойной посадке на лошадь.   Попытка  «силой» посадить ребенка может вызывать панику и неприятные  ощущения у ребенка и спровоцировать нервозность лошади.  Обычно на третье занятие ребенок спокойно садиться на лошадь.
  3. Не следует перенапрягать ребенка. Лечение заключается не в длительности одной процедуры, а в регулярности.  Инструктор   умеет определять, когда ваш ребенок  начинает «отключаться» от  занятий и утомляется. Доверьтесь инструктору в выборе длительности  ваших занятий. Лучше постепенно наращивать время.
  4. Необходимо помогать инструктору  в соблюдении техники безопасности. В начале курса  инструктор вам обязательно разъяснит технику поведения рядом с лошадью. Не мельтешите возле задних копыт, не бегайте вокруг лошади с ребенком, не  повышайте голоса во время занятий, не дразните лошадь   лакомствами. В конечном итоге  нарушение вами техники безопасности может негативно сказаться не только на процессе лечения, но и причинить вред вашему здоровью. Обязательно помогите инструктору с посадкой на лошадь ребенка -  это важно и для безопасности ребенка. Помните, что самый ответственный момент ьэто   посадка и снятие  с лошади.  Помогайте  иппотерапевту по его просьбе контролировать ребенка  во время занятий. Строго выполняйте все его команды. Категорически запрещается ругаться родителям друг с другом,  громко высказывать свое неудовольствие поведением ребенка,  паниковать, командовать иппотерапевтом. Лошадь очень чувствительное животное и если рядом с ней нервничать и вести себя возбужденно, она начнет нервничать тоже!!! 
    • Важно общение родителей с ребенком во время занятий. Необходимо проговаривать стишки, песенки,  помогать ребенку с выполнением команд, хвалить ребенка.  Аутисты очень хорошо чувствуют  искреннюю похвалу и радость. Ребенок должен  получать удовольствие от занятий. 
    • После окончания занятий  не следует сразу уезжать – покормите лошадь,  приучайте ребенка благодарить лошадь за работу с ним,  по разрешению иппотерапевта ребенок может поучаствовать в выполнении  мелких дел -  помочь отнести на место упряжь, закрыть  ворота конюшни и т.д.  Это социализирует ребенка.  Погуляйте с ребенком немного -  это способствует    снятию  напряжения мышц ног. К тому же  часто  езда на лошади оказывает   приятно-возбуждающий эффект и  лучше дать ребенку  немного выплеснуть радостную энергию после  занятий.
    • По приезду домой  ребенку необходимо принять горячую ванну с расслабляющими средствами (солями и маслами).

Список литературы по теме:

  • Артышко С.В. Особенности организации и методики работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии. / Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. № 1 (16), 2006.
  • Атмаджан А.. Умственная патология, страдающий индивид и лошадь. - Париж. - 1992.
  • Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 132 с.
  • Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с аутизмом / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – вып. 8. – С. 175-186.
  • Джосвик Ф., М. Киттередж, Л. Макковен, К. Макпарлэнд, С. Вудз "Вопросы и ответы. Пособие по терапевтической верховой езде". МККИ, Москва 2000
  • Дремова Г.В. Комплексное использование иппотерапии и спартианской программы в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов с аутизмом / Дремова Г.В., Соколов П.Л., Столяров В.И. // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – вып. 8. – С. 130-174.
  • Жихарева Юлия Николаевна «Кентавр» спешит на помощь. Иппотерапия?! Что это такое? // Детский сад. День открытых дверей. / Информационно-методический бюллетень. – Ярославль: Управление образования мэрии г.Ярославля, 2001. №4. – С.12. – 0,2 п.л.
  • Жихарева Юлия Николаевна. Адаптация участников образовательного процесса через развитие прогностического компонента мышления и иппотерапию // Научный поиск. Сборник научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. – Ярославль: Министерство образования Российской федерации ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2000. – С.18-24. ( 0,5 п.л.)
  • Жихарева Юлия Николаевна. Через эмоции к здоровью // Детский сад. День открытых дверей. / Информационно-методический бюллетень. – Ярославль: Управление образования мэрии г.Ярославля, 2000. №1. – С.8-9. – 0,3 п.л.
  • Заикина Г.Т. Обзор методов физической реабилитации детей с РДА. - Набережные Челны: Изд. Камский государственный институт физической культуры. 2004.
  • Колине. О верховой езде и ее действии на организм человека. МККИ, Москва 2000 г.
  • Спинк Д. Развивающая лечебная верховая езда. МККИ, Санкт-Петербург 2001 г.
  • Трубачева Т.П. Иппотерапия. - Красноярск - 1998.
  • Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / Ред. Л.В. Шапкова. – М.: Советский спорт. 2007. – 608 с.
  • Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды. Москва, - 2000 г.

В Ярославле иппотерапией и лечебной верховой ездой (ЛВЕ) много лет занимаются в Конно-спортивной клубе «Кентавр»

В Москве, Центром «Наш Солнечный мир» издают журнал «Иппотерапия»

Омарова Галина