http://joomla25.ru/shablony/ - joomla 2.5 шаблоны

Психология

Под руководством Клары Самойловны Лебединской в 1977 году в НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО) совместно с кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова была создана экспериментальная группа клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизм (РДА) – первая в нашей стране структура, задачей которой стало изучение детского аутизма и его коррекции. Авторы разработок: Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. , Либлинг М.М. и др.

В этом коллективе впервые в мировой литературе была тщательно проанализирована роль эмоциональных нарушений в картине аутизма. Центром звеном исследований является изучение логики аффективного развития ребенка в норме и специфики его нарушений в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма.

Так родилась психологическая классификация аутизма О.С. Никольской и эмоционально-уровневый подход к коррекции проявления аутизма. В основе подхода – концепция уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции, разработанная Лебединским В.В. По классификации О.С. Никольской выделяют 4 группы (типа) аутистического дизонтогенеза в соответствии с глубиной аутизма и степенью искажения психического развития – оценивается доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми и качество разработанных им форм защитной гиперкомпенсации.

 

Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы, - это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира любых контактов, неприемлемых для ребенка.

Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего - по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.